Заместителю директора учреждения образования

Примерные темы педагогических исследований

в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели методической работы по проектированию эффективного урока»
развернуть

ФИО

Тема педагогического исследования

Реализация

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

2016/2017

учебный год

1.

 

Эффективный урок с использованием ИКТ как способ повышения мотивации обучения математике

 

Выбор стратегии саморазвития; составление библиографии;

обобщение полученных теоретических знаний; выбор диагностического инструментария

Мастер-класс; участие в методических семинарах различных уровней

Печатные статьи и выступления на методических семинарах; тезисы на международную научно-практическую конференцию

2.

 

Использование ресурса эффективного урока  для формирования исследовательских компетенций учащихся

Изучение литературы по проблеме; составление аннотированного списка; план работы; разработка методического и дидактического обеспечения; посещение уроков коллег; участие в мероприятиях

Выступление на МО,

районном семинаре учителей-предметников

Печатная статья и выступления на методических семинарах

3.

 

Эффективный урок как возможность активизации коммуникативной деятельности при обучении немецкому языку

 Определение задач и этапов деятельности; составление плана  работы по теме педагогического исследования 

Открытый урок

Печатная статья и выступления на методических семинарах

4.

 

Реализация компетентностного подхода на уроках  английского языка через использование технологии сотрудничества

Изучение материалов по теме и составление аннотированного списка; разработка плана; работа по апробации полученных знаний на практике

Открытый урок

Выступление на МО учителей-предметников,

5.

 

Использование интерактивных методов и приемов обучения как ресурсов эффективного урока по формированию и развитию коммуникативных компетенций

Определение задач и этапов деятельности; составление плана работы по теме педагогического исследования

 

Открытый урок;

выступление на педсовете.

Обобщение опыта работы по теме педагогического исследования

 

свернуть

Примерная структура дневника

Примерный дневник участника инновационной деятельности

Компетентностный подход

к реализации инновационного проекта в учреждении образования
развернуть

Инновационная деятельность выступает как эффективное средство и условие развития учреждения образования: позволяет определить перспективные направления образовательной практики на основе внедрения новых, научно обоснованных образовательных моделей, программ, технологий; содействует разработке эффективных механизмов разрешения актуальных педагогических проблем для учреждения образования и для системы образования в целом; обеспечивает повышение качества образования в соответствии с разработанными критериями.

У руководителей и педагогов, которые приступают к реализации инновационного проекта, возникает ряд конкретных проблемных вопросов, что обусловлено противоречием между необходимостью эффективного включения педагогического коллектива в реализацию инновационного проекта и невозможностью решить поставленные задачи традиционным путем. Реализация компетентностного подхода в организации инновационной деятельности может стать конструктивным средством при решении проблемных вопросов.

Компетентностный подход рассматривается как совокупность принципов определения целей и отбора содержания, организации деятельности и ее результатов. В рамках инновационной деятельности он призван обеспечить гармоничный синтез новой образовательной модели с педагогическим процессом, сделать их взаимообусловленными и взаимоопределяющими. Компетентностный подход актуализирует формирование инновационной компетентности педагогов, которая как интегративное свойство личности являет собой образовательную ценность. Эта деятельностная категория становится одновременно ценностно-смысловым ориентиром для педагогов и критерием оценки профессионального мастерства на новом уровне образовательной деятельности. Компетентность, по мнению А.В. Хуторского, – это «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности».

Из понятия «инновационная компетентность» вытекает определение «компетенции», которая, обладая интегративной природой, имеет интеллектуальную и «навыковую» составляющие. Это ориентирует на процесс формирования и развития таких основополагающих компетенций педагогов, как управленческая, исследовательская, рефлексивная, коммуникативная, информационная.

Принимая позицию исследователей компетентностного подхода, которые соотносят его с функциями, постараемся рассмотреть сущность основных компетенций участников инновационной деятельности и пути их формирования.

А.В. Хуторской, выстраивая иерархию функций при переводе инновации из проектного состояния в конкретное практическое, отдает приоритет управленческой функции. Управленческая компетенция руководителя инновационного проекта предполагает последовательность следующих шагов: формирование управленческой команды как коллективного субъекта управления; определение ценностно-смысловых ориентиров и закрепление их локальными нормативными документами; делегирование полномочий управленческой деятельности каждому участнику реализации инновационного проекта посредством руководства локальными объединениями. Эти шаги направлены на формирование нового педагогического мировоззрения и развитие управленческой компетенции каждого участника инновационной деятельности. Сформированность управленческой компетенции педагогов обеспечивает в дальнейшем их успешную самореализацию и карьерный рост.

Осуществление управленческих шагов предполагает закрепление их нормативными локальными документами. Как отмечалось выше, с целью обеспечения единых подходов к ведению документации, позволяющей эффективно организовать инновационную деятельность, разработана примерная структурная модель ведения документации. Документация выступает одновременно и как инструментарий управленческой деятельности участников реализации инновационного проекта, и как средство фиксации хода и презентации результатов внедрения модели в образовательную практику.

Исследовательская компетенция участников инновационной деятельности – одна из основополагающих компетенций, обеспечивающая получение новой, научно обоснованной практики на основе внедрения образовательной модели. Процесс ее формирования и развития один из самых трудоемких.  Это обусловлено тем, что инновационная деятельность – это практико-исследовательская деятельность. Целевой ориентир для педагога, который включается в инновационную деятельность, — инновационный педагогический опыт, так как он является обязательным условием и средством подтверждения уровня инновационной компетентности. Для системного и целенаправленного формирования исследовательской компетенции педагогов необходимо: научно-методическое сопровождение консультантом педагогов; организация работы постоянно действующего семинара-практикума на дифференцированной основе; индивидуальное консультирование; самообразование педагогов.

Рефлексивная компетенция участников инновационной деятельности. А.В. Хуторской определяет рефлексию как «познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности» и определяет спираль саморефлексии, которая состоит из циклов планирования, деятельности, диагностики, рефлексии, перепланирования, дальнейшего действия, то есть развитие далее по спирали. Самое главное предназначение рефлексии: она должна стать стартовым звеном для новой образовательной деятельности, а для этого рефлексия должна иметь прямую  связь с целеполаганием.

Развитие коммуникативной компетенции предполагает несколько уровней: первый уровень – это взаимодействие участников инновационной деятельности в рамках инновационного проекта и расширение инновационного пространства путем включения остальных педагогов; второй уровень – взаимодействие с участниками инновационных проектов, реализующих такой же по теме инновационный проект, объединение на основе целевых установок; третий уровень – взаимодействие с педагогическим сообществом – траансляция опыта, принятие оценки данного опыта.

Информационная компетенция обеспечивает не только навыки работы с информацией, но и презентацию инновационного педагогического опыта. Она базируется на полном информационно-коммуникативном цикле.

Компетентностный подход ориентирует на гармоничное развитие компетенций – управленческой, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной, информационной, обеспечивая не только формирование и развитие инновационной компетентности участников реализации инновационного проекта, но и придание ей значимости образовательной ценности.

Модель педагога в контексте инновационной деятельности

Развитие учреждения образования в ходе реализации инновационного проекта системные изменения в образовательном процессе, их значимость, ориентация на конкретный продукт посредством формирования инновационного педагогического опыта, его социально-педагогическая целесообразность возможны только при совместной целенаправленной деятельности педагогов. Это предполагает создание эффективной системы управления, обеспечивающей конструктивное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности, направленное на достижение цели. Одним из механизмов эффективной системы управления, на наш взгляд, может стать моделирование как способ определения координат инновационного пространства учреждения образования и раскрытие инновационного потенциала педагогического коллектива. Оно способствует созданию коллективного субъекта управления, обеспечивающего стратегическое и тактическое планирование, разработку управленческих механизмов; коллегиальную разработку методического продукта, в частности, модели педагога, участника инновационной деятельности; посредством реализации принципа делегирования управленческих полномочий всем участникам инновационной деятельности. Таким образом, педагог приобретает позицию активного субъекта инновационной деятельности. В соответствии с теоретическими положениями Ю.К. Конаржевского эффективным является такое управление, в которое вовлечены все члены коллектива, реализующие инновационный проект.

Рассмотрим методологические основы создания модели педагога, участвующего в реализации инновационного проекта. Данную модель можно представить как ценностный ориентир для педагогов, вступивших в инновационную деятельность, как средство поэтапного развития профессиональных компетенций и как обязательное условие готовности педагога к решению сложных задач, обусловленных спецификой инновационной деятельности, а также формирования инновационного педагогического опыта. Модель участника инновационной деятельности можно рассматривать как инструмент достижения конкретных целей, которые определены инновационным проектом.

Обращение педагога к методу моделирования обусловлено самим характером инновационной деятельности: внедрение образовательной модели в педагогическую практику является коллегиальным педагогическим исследованием. Научное обоснование необходимости моделирования в ходе проектной деятельности мы находим у российского ученого А.М. Новикова. Он рассматривает моделирование как метод, применяемый как в научном исследовании, так и в практической деятельности: «Моделирование служит способом конструирования нового, не существующего ранее в практике». Приступая к реализации инновационного проекта, участники инновационной деятельности часто испытывают большие затруднения технологического, информационного характера. И.П. Подласый, анализируя современное состояние готовности педагога к реализации инновационного проекта, выделяет следующие проблемы:

недостаточный уровень сформированности инновационно-педагогических ценностей;

недостаточное владение приёмами и технологиями управления и самоуправления в новых для педагога условиях;

организация групповой инновационной деятельности;

участие в информационном обмене;

интерпретация педагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности педагога.

Логично предположить, что данные проблемы, выявленные И.П. Подласым, могут стать убедительными аргументами необходимости разработки модели педагога, участника инновационной деятельности, как образовательной ценности, которая воплощает в себе совокупность взаимосвязанных компонентов и является ориентиром в профессиональном развитии в ходе реализации инновационного проекта.

Моделирование как метод для определения либо улучшения характеристик реально существующих конструируемых объектов органично вписывается в систему инновационной деятельности как педагога, так и всего педагогического коллектива, потому что он основывается на замещении реальных объектов их условными образами, аналогиями. Посредством метода моделирования описывается структура объекта, процесс его функционирования и развития. В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение. Моделирование лежит в основе творческого мышления, познания и преобразования действительности и, как правило, тесно связано с другими методами: анализом, сравнением, конкретизацией, обобщением. Подлинное функциональное назначение модели – служить объектом действия, которым оперируют для организации деятельности, обеспечивающей получение высоких результатов по отношению к тем, которые являются исходными.

Для того чтобы разработать содержательную модель педагога, участвующего в реализации инновационного проекта, на наш взгляд, необходимо вначале определить ее структурные компоненты и их сущность, а также подходы к ее разработке. Принимая во внимание позицию Н. Н. Никитиной, которая считает ведущим подходом в моделировании педагога личностно-деятельностный, мы можем определить не только компоненты, но и этапы разработки модели педагога, участвующего в инновационной деятельности: «Личностно-деятельностный подход проявляется в отражении в ней двух сторон профессиональной деятельности: функциональной (деятельностной) и личностной. Поэтому целеполагание на уровне моделирования может включать два этапа: построение модели деятельности педагога и определение на основе данной модели личности педагога, в которую включаются необходимые качества и свойства, знания и умения».

В. А. Сластенин и Л. В. Подымова, рассматривая структуру готовности педагога к инновационной деятельности, определяют ее как соединение личностного и операционного аспектов. Они предлагают следующую последовательность подготовки педагога к инновационной деятельности:

развитие творческой индивидуальности педагога;

овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования;

освоение технологии инновационной деятельности;

практическая работа по введению новшества в педагогический процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов профессиональной деятельности.

Согласно концепции И.Ф. Исаева, профессиональная компетентность педагога включает три основных компонента: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Аксиологический компонент это совокупность педагогических ценностей, профессионально необходимых знаний, представлений, убеждений педагога. Технологический компонент включает способы педагогической деятельности (совокупность образовательных технологий для решения профессиональных задач). Личностно-творческий компонент отражение педагогических ценностей и способов педагогической деятельности в педагогическом творчестве. В иерархии компонентов профессиональной компетентности аксиологический компонент выступает доминирующим и определяющим.

По нашему мнению, разрабатывая модель педагога, участника инновационной деятельности, можно ориентироваться на компоненты, составляющие инновационную культуру педагога. Обратимся к пониманию инновационной культуры И.И. Цыркуном. Ученый сформулировал ряд ее специфических функций: рационально-праксиологическую, организационно-упорядочивающую (или дидактическую), описательно-объяснительную, прогностическо - управленческую, эвристико-познавательную, коммуникативно - трансляционную. В состав инновационной культуры как системы в самом общем виде входят, по мнению ученого: инноватор как созидатель инновационной культуры и созидаемый ею; основной продукт инновационно-методической деятельности – методическое произведение; система средств, благодаря которой осуществляется инновационно-методическая деятельность инноватора.

Модель педагога, участвующего в реализации инновационной деятельности, на наш взгляд будет содержать следующие компоненты: субъект инновационной деятельности; целевой компонент; содержание, обеспечивающее профессиональное развитие; средства и способы реализации данного содержания (дидактический компонент); инновационную  образовательную среду; результативный компонент, который обеспечивается взаимообусловленностью всех структурных компонентов и определяется критериями и показателями как количественного, так и качественного характера.

Обратим внимание на целеполагание, так как оно является системообразующим. Ключевыми позициями цели могут стать такие ориентиры, как исследовательская культура педагога, формирование  исследовательской, управленческой (регулятивной), рефлексивной, презентационной, информационной, коммуникативной, акмеологической компетенций и др. Цель может быть обусловлена спецификой инновационного проекта, уровнем готовности педагогов и многими другими факторами. Если исходить из того, что в основе компетенции лежит деятельность, то задачи можно определить по признаку их основных структурных компонентов: цель – задачи – средство – результат. Соответственно задачи распределятся по следующим областям: задачи из области объекта (что собой представляет объект); задачи из области предмета (определение предметных сторон – выявление основных проблем); задачи из области цели (постановка под проблему); задачи из области средств (выбор и применение наиболее оптимальных); задачи из области рефлексии процесса целедостижения. В основу содержания модели может быть положен образ учителя инновационной школы А.В. Хуторского.

Как семиотическая модель педагога, участвующего в реализации инновационного проекта, может дополняться планом, технологическими инструкциями (или описания) процессов их реализации, с установлением всех минимально необходимых требований к объекту обучения, используемому «инструментарию» и оборудованию, а также к квалификации обучающих. Детализация этой модели может включать методы контроля процесса и достигаемых результатов. При разработке модели педагога, участвующего в реализации инновационного проекта возможны трудности:

описание критериальной базы профессиональной компетентности;

ситуативное проявление профессиональной компетентности (результаты могут выявиться через определенное время, даже после реализации инновационного проекта);

подбор инструментария, который обеспечит одновременно выявление понимания и действия субъекта.

Модель педагога в контексте инновационной деятельности как ценностный ориентир и как средство поэтапного развития профессиональных компетенций – это новый профессиональный конструкт, в котором воплощается не только реальная готовность субъектов к реализации инновационного проекта, но и управленческая зрелость педагогического коллектива, осуществляющего инновационную деятельность.

свернуть

Интернет-ресурсы: